Донецкий городской благотворительный фонд «Доброта» работает с 1998 года. Всё это время фонд прилагает максимум усилий, чтобы объединить неравнодушных людей для помощи тем, кто в этом нуждается: учреждениям здравоохранения, школам-интернатам и детским садам, приютам и центрам для беженцев, инвалидам и малоимущим семьям с детьми, волонтёрским группам.

Пожертвовать онлайн

 

Сделать добро можно быстро и просто. Мы принимаем онлайн-пожертвования, которые будут превращены в добрые дела.

Выберите платёжную систему

 

Этика для третьего сектора: Cui bono? Cui prodest?

 

Директор ДГБФ «Доброта», к.м.н. Рогалин Я.Ф.

Этика как система норм поведения на основе ценностей, совокупность моральных принципов и правил личности и разнообразных объединений людей еще со времен Аристотеля (который собственно и ввел этот термин в употребление) недаром считается важнейшей и наиболее сложной проблемой социума. Даже дефиниция демонстрирует ее многогранность и многозначимость.

Этика включает в себя и аксиологию (учение о ценностях с грудой вопросов, которые относятся к миссии, целям и направленности деятельности) и деонтологию (теория и практика «должного» поведения). Больше того, этика — основа для оценки любой человеческой деятельности, а, в первую очередь, если декларируется ее общественная полезность (той, общественная полезность которой декларируется). Во всяком случае и мы сами, и наши организации гражданского общества [ОГО] — это то, что мы считаем за благо и, прежде всего, что и как делаем, чтобы добро победило зло. Все это позволяет утверждать, что тема нашей конференции всегда очень актуальна.

Вместе с этим надо согласиться с А.Швейцером, который подчеркивал «Абстракция — это смерть для этики, так как она является живым отношением к живой жизни. Она начинается там, где перестают пользоваться словами». На самом деле, всегда и сейчас есть опасность «заболтать» эту тему. С другой стороны нельзя сделать конференцию очень пр-р-р-рактичной, свести все к скорейшему принятию красивой бумаги (догмы, канона или кодекса) и обойтись без, действительно ключевого — объявление и признание существования определенных проблем с этикой в ОГО Украины. Считаю (хотя хорошо знаю, мягко говоря, непопулярность среди коллег этой мысли), что начать нужно с откровенной самокритики, даже с покаяния в секуляритивном понимании как способе для самоусовершенствования.

Относительно конкретных вопросов этических основ в деятельности ОГО — предлагаю для обсуждения добавить в отдельности проблемы:

Считаю наибольшей угрозой в очень типичных для нашего социума явлениях — игнорирование любых благих намерений, колоссальную дистанцию между словами и делами, невыполнение принятых обязательств. Что касается эффективных коммуникационных технологий по внедрению этических основ, то на самом деле в этом особых проблем нет. Полки книжных магазинов и библиотек ломятся от соответствующих опусов. Об этом постоянно пишут периодические издания и Интернет. Этому посвященные многочисленные тренинги и стажировка. Было бы желание. Но еще древние римляне предупреждали, что хотеть-то не учат. Да и Ходжа Насреддин утверждал, что привести осла к воде против его воли можно, но невозможно заставить пить.

Никто и ничто не сможет дискредитировать ОГО, если они педантически будут следовать этическим принципам. Безусловно, их настоящая (без корыстных намерений и фальсификации) общественно полезная деятельность таким образом получит тем большую поддержку общины, чем больше доверия они вызывают. Открытость, прозрачность и отчетность должны стать их modus vivendi (образ жизни) для внутреннего и внешнего использования. И весь «Третий сектор» в целом требует выработки неюридических (этических) норм поведения, взаимоотношений как внутри сектора, так и с другими элементами, которые составляют социум. Очень не хотелось бы, чтобы деятельность ОГО была насквозь зарегулирована законодательными актами. Неужели «Третий сектор» не способен к саморегуляции?

Интересно, что идея разработки и принятие этического кодекса для «Третьего сектору» многими ОГО воспринимается, на мой взгляд, довольно холодно. Отрицается как своевременность этого важнейшего дела, так и правомочность заниматься ею тем, кто сам неоднократно был подмечен в нарушении конвенций и другом вероломстве. Будто когда-то бывает слишком рано вырабатывать и принимать правила игры по «гамбургскому счету». Будто эти правила будут записаны раз и навсегда, наподобие скрижалей декалогу. Будто придерживаться их нужно будет не добровольно, а по приговору суда. Будто можно найти непорочных ангелов среди все еще очень советских и целиком земных инженеров и чернорабочих долгостроя отечественного гражданского общества.

Может ли «террариум единомышленников» на тернистом пути к согласию превратиться на что-то большее, чем милевская conglomerated mediocrity (сплоченная посредственность)? Остроумная шутка о том, что афганские химики в результате любых опытов получают всегда исключительно анашу — это же и о нас с вами.

Конечно, есть опасность, что и идея этического кодекса как инструмента саморегуляции, которая разрешает объединять свободу и ответственность в «Третьем секторе», как и много других судьбоносных начинаний, будет цинично спрофанована. Целиком возможно, что вместо тонкой страховки от шахтерских трюков и от добросовестных ошибок, от переоценки дерзкой заносчивости и от недооценки работающей скромности мы получим оценочную дубинку, к тому же еще и приватизированную какой-то прыткой грантозависимой ОГО «Вся Украины». Как этого избегнуть? Это тема для еще одного отдельного обсуждения.

 

 

 

 

 

 

Если вы хотите оказать или получить помощь - напишите нам письмо по адресу fund@crf.donetsk.ua или позвоните по телефону (062) 345-02-79

Мы в социальных сетях: Facebook YouTube Вконтакте Живой Журнал

Rambler's Top100 Рассылка 'Социальные новости' Яндекс цитирования