Донецкий городской благотворительный фонд «Доброта» работает с 1998 года. Всё это время фонд прилагает максимум усилий, чтобы объединить неравнодушных людей для помощи тем, кто в этом нуждается: учреждениям здравоохранения, школам-интернатам и детским садам, приютам и центрам для беженцев, инвалидам и малоимущим семьям с детьми, волонтёрским группам.

Пожертвовать онлайн

 

Сделать добро можно быстро и просто. Мы принимаем онлайн-пожертвования, которые будут превращены в добрые дела.

Выберите платёжную систему

 

Корпоративная социальная отвественность

 

Директор ДГБФ «Доброта», к.м.н. Рогалин Я.Ф.

Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса или корпоративной социальной ответственности (КСО) в международной практике нет. Тем не менее, можно выделить основные ее характеристики и компоненты, в т.ч. корпорации как производителя материальных благ и услуг, работодателя, делового партнера и гражданина определенного региона или страны.

Отношение к проблеме КСО порой диаметрально противоположны. Лауреат Нобелевской премии в области экономики Милтон Фридман категорически настаивал: «Существует лишь одна и только одна социальная ответственность делового мира — использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибыли в открытой свободной конкуренции без обмана и мошенничества». Однако, в настоящее время, превалирует позиция, заявленная Европейским форумом бизнесменов: «Предприниматели заинтересованы в корпоративной социальной ответственности, ибо в больном обществе не может быть здорового бизнеса».

В отличие от ответственности перед законом (трудовое законодательство, налоги и т.п.) КСО подразумевает свободу выбора, добрую волю, своеобразный общественный договор между государством, населением и бизнесом. В данном сообщении не рассматриваются такие составляющие КСО как ответственность за качество производимых товаров и услуг, охрана окружающей среды, добросовестное надлежащее партнерство, создание рабочих мест и благосостояние своих работников. Подробнее остановимся только на филантропической деятельности корпораций.

Отличием благотворительной деятельности отечественных бизнесменов по сравнению с их западными коллегами является то, что они руководствуются, как правило, мотивами милосердия, стремятся удовлетворить свои краткосрочные интересы и избирают для этого в партнеры не общественные организации, а госструктуры. Как правило, филантропическая деятельность у них не включена в общую стратегию развития и сводится к эпизодическим великодушным откликам на просьбы непосредственно нуждающихся (учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты и т.п., а также отдельных представителей социально незащищенных слоев населения).

Очень часто в качестве «профессиональных попрошаек» выступают власть имущие чиновники, делающие бизнесу предложения в стиле Дона Корлеоне «от которого нельзя отказаться». Между прочим, такая добровольно-принудительная филантропия советского разлива имеет тенденцию к прогрессивному росту, особенно после ликвидации внебюджетных фондов. По заявлению Комитета по предпринимательству и регуляторной политике жалобы малого и среднего бизнеса именно на такого рода завуалированные поборы и взятки звучат чаще, чем на «беспредел» фискальных органов.

Бороться с этим явлением очень трудно, поскольку наиболее ретивые в этом плане госадминистраторы уже овладели соответствующей риторикой и внешне более или менее убедительно выглядят как инициаторы КСО. Автору неоднократно приходилось полемизировать с ними на эту тему, напоминая, что по определению благотворительность должна быть добровольной, а не из страха подвергнуться ущемлениям и гонениям. В ответ приходилось слышать в разной форме, но содержательно одно и то же: «Да разве сами они по доброй воле станут жертвовать на социальные нужды?»

Шесть лет деятельности ДГБФ «Доброта» доказывают, что культивирование КСО в местном территориальном сообществе является вполне продуктивным и весьма перспективным. Более 2,5 тыс. бизнес-структур (в подавляющем большинстве относящиеся к малому и среднему предпринимательству) уже приняли участие в цивилизованной общественной филантропии, инвестируя те социальные проекты, которые они абсолютно добровольно избирали. Более 600 местных производственно-коммерческих фирм и банков, частных предпринимателей и нотариусов, СМИ и рекламных агентств, негосударственных ВУЗов и т.п. жертвуют на острейшие социальные проблемы города постоянно. Интересно, что делают это они не только совершенно бескорыстно (если не считать корыстью удовлетворение от участия в общественно-полезном добром деле), но и, несмотря на то, что их не обошел пресс вымогательства от властных структур «на нужды города, района, пожарной службы…».

Что нужно, чтобы предприниматели (и, в первую очередь, малый и средний бизнес, которые в современной Украине наиболее полно отвечают этому понятию) массово и постоянно проявляли свою социальную ответственность? Прежде всего, не относиться к ним как к причине всех наших социальных болезней, а напротив — как к едва ли не единственному лекарству от этих недугов. Лучший способ уговорить их направить ресурсы, которыми они владеют, на решение социальных проблем — это не общаться с ними на основе дикой смеси: зависть+презрение+страх=ненависть. И не надо забывать, что они не только плоть от плоти нашего народа (все вчерашние инженеры, учителя, врачи), но и не то, чтобы лучшие его представители, а наиболее активная и самодостаточная его часть.

Оговорюсь, что все вышесказанное относится к подлинному самоинициированноу малому и среднему бизнесу, а не их современным суррогатам. Имею ввиду те малые предприятия, которые образовалось путем разукрупнения олигархического бизнеса под упрощенное налогообложение, ежедневно регистрирующиеся фирмы-однодневки для удлинения цепи к конвертационным центрам, а также рой микропредприятий, выполняющих обслуживающие функции у крупных корпораций. Это совсем другое.

Т.о. развитие социально ответственного бизнеса может быть устойчиво только при сознательном добровольном и заинтересованном участии самого бизнеса, а не по указке власть имущих. Учитывая реально сложившееся в украинском социуме неприязненное отношение к предпринимательству, есть настоятельная необходимость в контрпропагандистских мерах, направленных на создание положительного имиджа отечественного бизнеса. Это может стать одной из ключевых задач в работе их PR-служб.

 

 

 

 

 

 

Если вы хотите оказать или получить помощь - напишите нам письмо по адресу fund@crf.donetsk.ua или позвоните по телефону (062) 345-02-79

Мы в социальных сетях: Facebook YouTube Вконтакте Живой Журнал

Rambler's Top100 Рассылка 'Социальные новости' Яндекс цитирования